«Кто сказал, что надо бросить песню на войне?»
Отношение к песням Великой Отечественной совершенно особое и место их в истории войны для нашего народа совершенно уникальное.
Отношение к песням Великой Отечественной совершенно особое и место их в истории войны для нашего народа совершенно уникальное. Уже в самые первые дни после нападения фашистской Германии на СССР зазвучала «Священная война»:
«Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой. С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна! Идёт война народная, Священная война».
Заметьте, что ещё ничего не известно было точно, не было сообщений с фронтов, ещё не выступил Верховный Главнокомандующий, ещё не было свидетельств о преступлениях захватчиков на нашей земле и не развеялись ещё до конца довоенные коминтерновские иллюзии о пролетарской солидарности трудящихся разных стран, а песня ориентировала советских людей на беспощадную борьбу с врагом всем народом. Агитпроп ещё искал точную интонацию для мобилизации народа, а в «Священной войне» всё уже сказано, потому она и стала музыкальным символом всей войны, обладающим невероятной мобилизующей энергетикой.
Песни той суровой поры – это этапы невероятно тяжёлого времени, которое вынести без задушевной песни было, наверное, просто невозможно. Это – дневник великого подвига народа, это – богатство чувств, нравственная сила и вера в нашу Победу. В советских песнях несмотря ни на что присутствовал неистребимый оптимизм без наигранного бодрячества, шапкозакидательства и фатализма.
Немцы шли на нас под звуки нечеловеческого марша «Трясутся дрожащие кости»:
«Пусть весь мир лежит в развалинах – Нам на это наплевать!Потому что сегодня нам принадлежит Германия,А завтра – весь мир!»
Наш солдат воевал с мыслью о Родине, о близких, зная, что:
«До тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага».
К этим строчкам было придрались цензоры, усмотрев некое деморализующее начало, но за песню вступились фронтовики, не понаслышке знавшие её правду.
Песни той поры были какими-то особенно душевными, раскрепощёнными, бесконечно далёкими от пропагандистских штампов и оттого особенно любимы нашим народом, сохранившим их в своей исторической памяти. С такими словами и музыкой, идущими от самого сердца и души, не победить лютого врага было нельзя. Поэтому песня воевала вместе с бойцами, и слова поэта В. Лебедева-Кумача, написавшего «Священную войну»:
«Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!» – не были словесным преувеличением, а точной констатацией данности. Врага можно было победить не одним оружием, а силой нравственной, силой духа, которые черпались в культуре, исторической памяти, привязанности к родной земле. Нужно было найти в себе такую моральную силу, которая не дала бы нашей армии озвереть и оскотиниться подобно противнику, сохранить в себе человеческое, видя такое, от чего память содрогается спустя десятилетия.
Оттого-то песню приравняли к оружию и поэтому поэты, композиторы, артисты фронтовых бригад получали на той войне боевые ордена, потому что после песен «О чём ты тоскуешь, товарищ моряк», «Мишка-одессит», «Заветный камень» и многих других руки солдат тянулись сами к оружию и тело готовилось к решающему броску.
Можно было и улыбнуться, и посмеяться. Шутка тоже была оружием. Ведь она поднимала настроение бойцов. А ведь известно, что на войне психологический фактор играет порой первостепенную роль. Смеялись над незатейливыми куплетами вроде «Барон фон дер Пшик» и шутками в «Партизанской бороде»:
«Парень я молодой, а хожу с бородой. Я не беспокоюся, пусть растёт до пояса. Вот когда окончим битву, сразу примемся за бритву. Будем стричься, наряжаться, с милой целоваться!»
Никогда столько не рождалось лирических песен о любви, как тогда, когда смерть выкашивала тысячи и миллионы молодых жизней. Многие из тех, что погибли, не успели узнать любви и испытать всё половодье чувств, а лишь мечтали о любви и мирной жизни, путь к которой лежал через невероятные испытания.
Вся гамма чувств – в военных песнях, в которых, как в зеркале, отражена великая душа народа-победителя.
И не случайно, что в победном сорок пятом рождались не торжествующие мелодии, а что-то иное, как «Соловьи», «Ехал я из Берлина», «Вернулся я на Родину», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане» лежит светлая печаль, знакомая людям, прошедшим военное лихолетье. Ветераны не скрывали слёз, слыша знакомые песни, будем плакать и мы, не знавшие той войны, которую увенчала песня «Враги сожгли родную хату», безыскусно вобравшая в себя горечь потерь.
… Не знаю, какие песни слушают и поют наши солдаты, воюющие сегодня на Украине. К сожалению, наше время пока не родило что-то подобное тому, что было в 1941-1945 годах, но хочется думать, что песни Великой Отечественной и ныне помогают нашим солдатам воевать, защищая Россию от нацистской нечисти.
Василий ВОСТРИКОВ
Ирина МоторинаПоследние новости
Улыбчивая акушерка из Йошкар-Олы делится своим опытом
Как работа в перинатальном центре формирует жизнь и карьеру медиков.
Права работающих граждан на социальное страхование
Граждане могут рассчитывать на поддержку в трудных ситуациях.
Результаты конкурса на замещение должностей в Арбитражном суде Республики Марий
Конкурс на должность консультанта завершился 20 ноября 2024 года.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований