Писатель из Йошкар-Олы рассказал о кинематографе военного времени

Для нас, не видевших страшной войны, выстроившейся в нескончаемый ряд 1418 дней и ночей, Великая Отечественная война воспринимается, прежде всего, через кинематограф – документальный и художественный.

Для нас, не видевших страшной войны, выстроившейся в нескончаемый ряд 1418 дней и ночей, Великая Отечественная война воспринимается, прежде всего, через кинематограф – документальный и художественный. Кино обладает силой воздействия на смотрящих, формирует образы и порой поведение человека, обладая мощным пропагандистским эффектом. Кадры запомнившихся и полюбившихся фильмов входят в наше сознание и память, становятся частью нас самих. И само прошедшее время для людей маркируется киногероями, становящимися лицом целых поколений.

Но это к слову. Кино – мощное пропагандистское оружие, только не быстрое, как стихи, песни, плакаты, но зато действие его долговременно и если это подлинное искусство, то оно продолжает волновать и много лет спустя.

В первые дни войны зритель мог видеть только комедии и приключенческие фильмы. Первые боевые киносборники пошли лишь с августа 1941 года и герои киносюжетов были из всё того же довоенного кино – Чапаев, большевик Максим, письмоносица Дуня-Стрелка из «Волги-Волги». Полюбившиеся зрителю экранные образы вставали в ряды бойцов и своим видом внушали уверенность в победе.

Следующие выпуски киносборники были посвящены борьбе антифашистов в Европе, иллюстрируя статьи публицистов в печати. На экран вышли партизаны. Враг высмеивался, несмотря даже на то, что бои уже шли под Москвой. Но наиболее сильное воздействие имело документальное кино. За метры плёнки – бесценное свидетельство о подвиге наших солдат, фронтовые кинооператоры, вооружённые только камерой, платили своими жизнями, находясь рядом с бойцами.

Первым фильмом нашего советского кино, удостоенным премии «Оскар» американской киноакадемии, стал фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Статуэтка была выполнена в условиях военного времени из покрашенного золотой краской гипса. Такой сегодня нет и в Америке. Американцы потом просили её продать или обменять, но у нас отказались. Этот «Оскар» цены не имел. Другой «Оскар» 1944 года получил фильм Марка Донского «Радуга», потрясший не только нашего зрителя, но и американского.

«Мосфильм» был эвакуирован в Алма-Ату и фильмы выходили уже под маркой Алма-Атинской студии. Снимали фильмы о войне. Лишь великий Эйзенштейн снимал «Ивана грозного», но его «Александр Невский», возвращенный на киноэкраны в первые дни войны, оказал мощное воздействие на подъём патриотического духа. «Вставайте, люди русские…», музыка Сергей Прокофьева, князь Александр, в исполнении Николая Черкасова, стали лейтмотивом войны, таким же, как «Вставай, страна огромная». Не случайно кинообраз Александра Невского нашёл своё воплощение в его медальном изображении одноимённого ордена, учреждённого в 1942 году.

В 1942 году, когда кинопромышленность Советского Союза перестраивалась, кинозрители смотрели «Боевые киносборники», которых успели выпустить около двадцати. «Антоша Рыбкин» того же года, по метражу и содержанию мало чем отличался от коротких киносборников. «Парень из нашего города», поставленный по довоенной пьесе Константина Симонова, имел большой метраж и количество актёров. Фильм был снят так, что его главный герой Сергей Луконин, в исполнении Николая Крючкова, сражался уже с немцами, защищая свою Родину.

То, что война, идущая с жестоким врагом, была не на жизнь, а на смерть, было понятно всем, но на экране герои не имели права погибать. Они могли быть ранены, испытывать страдания, но они обязаны были выстоять и победить, укрепляя уверенность людей в нашей конечной победе.

Только в фильме победного 1945 года «Иван Никитин – русский матрос» можно было увидеть гибель героя. Ну ещё в «Жди меня» (1943) погибает фотокорреспондент Мишка Бернштейн. Даже партизанку из фильма «Она защищает Родину» (1943), удаётся спасти из, казалось безвыходной ситуации, избавляя от казни, приготовленной ей оккупантами.

Кинематограф военного времени словно старался беречь психику людей, державшихся на фронте и в тылу из последних сил.

Поэтому-то и фильмы выходили оптимистичными, с жизнерадостными песнями. Людям нужна была разрядка и они её получали. А песни из военного кино зажили своей жизнью и в мирное время. Кто не знает «Шаланды, полные кефали» из «Двух бойцов» (1943), лирические песни из «Жди меня» (1943) и «Шесть часов вечера после войны» (1944), «Александр Пархоменко» (1942). В годы войны снимали фильмы разнообразные. Востребованы были комедии, такие как «Воздушный извозчик» (1943). Выходили и совершенные шедевры как, к примеру, «Свадьба» (1944) по мотивам чеховских рассказов.

На фронте солдаты предпочитали смотреть картины про мирную жизнь, про войну фильмы фронтовиков не привлекали, хотелось чего-то лёгкого и радостного. «Свинарка и пастух» (1941), «Антон Иванович сердится» (1941), американские и английские комедии давали отдых людям, которые, быть может, смотрели-то на эту экранную сказку в последний раз в жизни. Говорят, что иногда в атаку поднимались со словами «За Родину! За Целиковскую!» и это было понятно, так как образы, созданные киноактрисой, воплощали мечту солдат о мирной жизни, об оставленных в тылу жёнах и невестах, которые не устают их ждать.

Конечно, создавались и серьёзные произведения, такие как драма «Мечта» (1941), поставленная режиссёром Михаилом Роммом. Ромм поставил и «Человек №217» (1944) о судьбе советской девушки, угнанной в Германию. Потом кинорежиссёр в 1965 году вернётся к этой теме, создав документальный фильм «Обыкновенный фашизм», ставший настоящим потрясением даже для тех, кто читал репортаж с Нюрнбергского процесса над военными преступниками.

Кино СССР всегда было пропагандистом и бойцом. В 1943 году на экраны вышел «Кутузов». Вспомнили тогда же и героя гражданской войны, выпустив киноленту «Котовский».

Но главное, кино мобилизовывало людей, давая примеры человеческой стойкости и бесстрашия, учило ненависти к врагу и давало уверенность в Победе. Документальные ленты «Речь И.В. Сталина на Красной площади 7 ноября 1941 г.», «Битва за Советскую Украину» и другие собирали полные залы. Люди вглядывались в изображения, пытаясь увидеть своих родных и близких, считанные секунды, промелькнувших на экране и оставшихся в вечности для потомков. Ещё и ещё ходили люди, чтобы в который раз увидеть мужа, отца, брата. Про Витю Черевичкина, убитого фашистами в Ростове на Дону, с птицей в руках, после того, как его сняли на киноплёнку наши фронтовые хроникёры, даже сложена была песня. Кино в войну было частью общественного сознания. Человек с киноаппаратом тоже был солдатом и воевал, приближая Победу и сохраняя память о великом подвиге народа. Военное кино, как мы видим, продолжает воевать против фашизма и сегодня, оставаясь наши нержавеющим оружием.

Василий ВОСТРИКОВ

Фото газеты “Йошкар-Ола”, фотограф Павел Стариков

Ирина Моторина

Последние новости

Улыбчивая акушерка из Йошкар-Олы делится своим опытом

Как работа в перинатальном центре формирует жизнь и карьеру медиков.

Права работающих граждан на социальное страхование

Граждане могут рассчитывать на поддержку в трудных ситуациях.

Результаты конкурса на замещение должностей в Арбитражном суде Республики Марий

Конкурс на должность консультанта завершился 20 ноября 2024 года.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Ялте с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *