04.03.2024

О гениальных лингвистах рассуждает филолог из Йошкар-Олы Сергей Журавлёв

Видел однажды, как по улице, раскинув руки, неслась маленькая девочка и, счастливая, кричала: «Я бежу, бежу!».

Видел однажды, как по улице, раскинув руки, неслась маленькая девочка и, счастливая, кричала: «Я бежу, бежу!». Ощущение свободы и внутреннего полёта передавалось ею такими пусть не совсем правильными, но очень искренними словами.

Девочка ещё научится подбирать нужные формы, ведь даже взрослый человек в спонтанной речи может допускать оговорки типа «Я вам пишал» (вм. «писал»). Однако тонкий процесс постижения ребёнком родного языка подчас выражается в его удивительном словотворчестве. И это тоже изучается лингвистами. В одном из университетов Санкт-Петербурга есть даже кафедра детской речи.

Известно, что Корней Чуковский в своё время просил присылать ему интересные слова и выражения, которые стихийно конструирует маленький ребёнок. Писатель даже подготовил книгу с очаровательным названием «Лепые нелепицы», больше известную под заголовком «От двух до пяти». Именно в этом возрасте – от двух до пяти – дети, по мнению К. Чуковского, становятся «гениальными лингвистами», творчески осваивая сложный механизм языка.

Маленькие дети, доподлинно пока ещё не зная правил и исключений, на ощупь пробуют разные слова и формы. Получаются непривычные взрослым, но так-то по-своему логичные варианты «искаю» вм. «ищу», «ветера» вм. «ветра», «ушов» вм. «ушей», «пинуть» вм. «пнуть». Если есть форма «зубов», то ребёнок может говорить и «губов» вм. «губ». В таких ситуациях взрослым стоит не смеяться над неуклюжей пока речью малыша, а деликатно поправлять его.

Впрочем, во многих случаях речевые находки детишек обретают свою изюминку. Порой это просто маленькие словесные шедевры. Пружинка превращается в кружинку, термометр – в теплометр, ватрушка – в творушку, зубная щётка – в зубочёску. Ребёнок может сказать: «Я не мёрзну, что я, мерзавец какой!» или «бабочка прицветочилась». Ещё случаи: «Ай, я задверил руку!» (прищемил), «Мама, я такая распутница» (сама распутала верёвку), «Посмотрите, какая я пенистая!» (вся в пене).

Эти жемчужинки речи весьма интересны. Пройдёт совсем немного времени, и малыши станут говорить, как скучные взрослые. Но в самом раннем возрасте, по словам того же К. Чуковского,  «дети – величайшие умственные труженики нашей планеты».

Сергей Журавлёв, фото Павла Старикова

admin

Последние новости

В Семёновке сильный пожар охватил надворные постройки

Сильный пожар накануне днём произошёл в селе Семёновка по ул. Комсомольской.

Учащиеся школы №2 г.Йошкар-Олы примут участие во Втором всероссийском слёте Всероссийского проекта «Хранители истории»

Команда школы № 2 города Йошкар-Олы — победитель конкурсного отбора на участие во Втором всероссийском слёте Всероссийского проекта «Хранители истории»!

В Йошкар-Оле 22 студента СПО состязались в олимпиаде по экономическим дисциплинам

В Йошкар-Оле завершилась республиканская олимпиада по экономическим дисциплинам среди обучающихся профессиональных образовательных организаций Марий Эл.

Card image

Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *