14.05.2023

Йошкар-Ола в 1990 году: Над пропастью

1990 год навсегда останется в истории страны кошмаром потери управляемости государством.

1990 год навсегда останется в истории страны кошмаром потери управляемости государством. Сравнение может быть с тонущим «Титаником» или с автомобилем без тормозов, летящим прямо в пропасть. По сути дела, Советский Союз уже находился в глубокой агонии. Было то, что медики называют «полиорганной недостаточностью». Партия, комсомол, экономика, идеология, армия, силовые структуры, финансы, национальные и межреспубликанские отношения – всё расползалось.

Варшавского договора, СЭВ и вообще блока социалистических государств уже не существовало. Германия неуклонно шла к своему объединению. И Горбачёв допустил одну из самых больших внешнеполитических ошибок из тех, про которую великий дипломат XIX в. Талейран говорил: «Это больше чем ошибка, это – преступление». Горбачёв поверил устному обещанию (!) западных политиков не расширять НАТО на восток.

Все принципиальные решения в экономике, за исключением ваучеризации и приватизации «по Чубайсу», за которые республики бывшего СССР в бурные 90-ые заплатили обрушением экономики и обнищанием миллионов советских граждан, были приняты как раз в 1990 г., когда родилась печально знаменитая программа Шаталина-Явлинского «500 дней» по ускоренному встраиванию России в рыночные отношения.

Обыватели уже с первых дней почувствовали неладное. В городе и республике ввели вино-водочные талоны, которые полагались всем гражданам с 21 года, кроме студентов и живущих в общежитиях. Студенты начали возмущаться и направили протест в горсовет. Затем с прилавков исчез чай. Ситуацию пытались исправить поставками турецкого чая. Про этот чай ходили нехорошие слухи о его, якобы, радиоактивности, но делать нечего, брали и такой. Ещё более острым оказался табачный кризис. Отчаявшиеся курильщики выгребали окурки и «бычки» из урн. На базаре банка с «бычками» шла за 3 рубля. В ряде регионов СССР на этой почве происходили табачные бунты.

Неосторожное заявление главы союзного правительства о намерении с 1 июня поднять цены на ряд товаров привело к тому, что с прилавков уже сметали буквально всё. 4 октября пошли на прямую либерализацию цен, разрешив поднимать предприятиям цены на свою продукцию в полтора-два раза. В ноябре разрешили торговать валютой. И тогда же был принят закон СССР «Об усилении ответственности за спекуляцию, незаконную торговую деятельность и злоупотребления в торговле». Наживой считалась сумма в 100-200 рублей. Но поздно, джинн был выпущен из бутылки, общенародная собственность уже не признавалась основной, а иностранцы получили право на обладание собственностью в стране.

Партия, лишившись в результате отмены 6 статьи Конституции СССР права быть «руководящей и направляющей», расползалась как лоскут гнилой ткани, погрязнув в платформах «Демократической», «Марксистской» и иже с ними. После XXVIII съезда, последнего в истории КПСС, по сути дела, было упразднено Политбюро ЦК, и серьёзно влиять на что-либо ЦК уже был не в состоянии. В такой ситуации ранее опальный Ельцин, будучи руководителем российского Верховного Совета, заявивший о государственном суверенитете России, мог без всякого сожаления бросить партбилет. Регионализации подверглась и сама партия. Ещё до съезда российские коммунисты провели свой первый учредительный съезд. Суверенизации подвергалось всё и вся – республики объявляли о своей независимости от центра. Украина выпустила свои денежные суррогаты – купоны, а прибалтийские республики вернулись к своим кронам, латам и литам.

Российские депутаты заявили о правах России на собственность на своей территории и свою долю золота, ценностей и валюты. Ельцин в противостоянии с Горбачёвым обещал республикам всё, заявив в Казани: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить». Неудивительно, что 22 октября Верховный Совет Марийской АССР принял свою «Декларацию о государственном суверенитете Марийской АССР». На волне «парада суверенитетов» 24 октября в печати публикуют проект Союзного Договора, превращавший некогда могучий Союз республик в желеобразную конфедерацию во главе с президентом, который «царствует, но не управляет».

Суверенизация вылилась в межнациональные конфликты. Уже в феврале-марте 1990 г. наша республика начала принимать беженцев-армян, бежавших от погромов, творившихся в Азербайджане после попыток армян объявить о независимости Нагорного Карабаха (Арцаха).

В республике на фоне увлечения финно-угорским движением начала угасать комсомольская организация, которую на конференции обвиняли в коммерциализации и в том, что её лидеры озабочены лишь организацией рок-концертов и видеосалонами. Молодёжь ломилась на «Рэмбо. Первая кровь». За 10 дней в Йошкар-Оле американский боевик успели посмотреть 35 тыс. чел. Успехом пользовалась эротика, как, например, фотовыставка «Женщина глазами мужчины». Эротика проникала даже на страницы «Молодого коммуниста». Поскольку в России одновременно с «Декларацией о суверенитете» была отменена всякая цензура, то в погоне за прибылью издавали всё: Троцкого, Де Сада, Лимонова, Солженицына. Комсомол на своём последнем в истории XXI съезде был озабочен вопросом собственности организации. И хотя подавляющее большинство делегатов были членами КПСС, они сделали съезд ликвидационной комиссией. В Марий Эл больше времени уделяли молодёжной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН), которую возглавил заведующий отделом обкома ВЛКСМ А.С. Абдулов. Наряду с финно-угорскими организациями и различными фестивалями появлялись демократические организации. В Йошкар-Оле появились собственные отделения «Демократической России» и «Демократической партии России». Объявлено было об издании газеты «Голос демократа». Вообще газет и листков, многие из которых быстро прекращали своё существование, было тогда море.

Аукционы видеотехники в магазине «Электрон», экстрасенс и гипнотизёр Юрий Лонго, визитёры из французского города Бурж и создание первого в республике акционерного коммерческого банка «Аяр» – всё это вызывало у общественности куда больший интерес, нежели символы советской эпохи, уходившей прямо на глазах. 7 ноября 1990 г. в Йошкар-Оле прошла немногочисленная и, как оказалось, последняя демонстрация в память Октябрьской революции 1917 года.

Василий ВОСТРИКОВ, кандидат исторических наук

Ирина Моторина

Последние новости

Заместитель прокурора Республики Марий Эл провел личный прием граждан

Сегодня, 31 мая 2023 года, заместитель прокурора Республики Марий Эл Андрей Антипин в режиме видеоконференцсвязи провел личный приём жителей Горномарийского, Килемарского, Куженерского, Медведевского,

Состоялась рабочая встреча Уполномоченного по правам ребенка в городе Севастополе и Губернатора города Севастополя

Уполномоченный по правам ребёнка в городе Севастополе Марина Песчанская и Губернатор Севастополя Михаил Развожаев 30 мая провели рабочую встречу,

Card image

Путешествие по вкусам и традициям

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *