Операция «Мечта» / "Учишься обходиться без еды, воды и туалета": операционная сестра из Марий Эл рассказала о девятичасовом хирургическом вмешательстве
Операционная медсестра из Йошкар-Олы рассказала о рекордной по длительности, девятичасовой операции, поделилась, какую роль играет в ее работе интуиция и почему она "не верит" сериалу "Склифосовский".
Операционная медсестра из Йошкар-Олы рассказала о рекордной по длительности, девятичасовой операции, поделилась, какую роль играет в ее работе интуиция и почему она "не верит" сериалу "Склифосовский".
В профессию Ирина Николаевна Чекулаева пришла 35 лет назад. Еще с детства она, наблюдая за мамой – фельдшером в детском саду, решила связать жизнь с медициной. Прививки, столик со шприцами и медикаментами ее, в отличие от большинства малышей, не пугали, а даже привлекали. А когда ее папа лежал в больнице после удаления аппендицита, девочка с восторгом ходила по хирургическому отделению, и вывеска «операционный блок» вызывала у нее неподдельный интерес.
Первое время после медучилища Ирина проработала в Госпитале ветеранов войн - хоть и в хирургическом отдалении, да не по желаемой специальности – и решила самостоятельно творить судьбу.
- Пошла на прием к медсестре Республиканской больницы Зое Вдовиной и попросилась в операционное отделение. Пока вакансии не было, работала медсестрой в общем отделении. После практики она меня и определила в операционную, - вспоминает Ирина Николаевна.
Всегда готова к труду и распорядку
Для каждой операции составляется определенный перечень инструментов, с которым она быстро научилась работать. Хирурги молоденькую операционную медсестричку уже знали, сработались во время учебной практики. И хоть первое время информация лилась дождем, она понимала, что со всем справится.
- Первая операция была на паховую грыжу с хирургом Качмашевым без ассистента. Держу нужные крючочки, а он мне вдруг говорит: «Ирин, вяжи!» Я пугаюсь: не умею же, хирургические узлы! Он мне: «Вяжи. Научишься!». Руки трясутся от волнения, а внутри счастье, что мне доверили такое дело! - смеется Чекулаева. – Сейчас они мне даже дают зашивать кожу.
Операционной медсестре сейчас приходится работать за ассистента хирурга, но перепрофилироваться на новую специальность Ирина Николаевна никогда не стремилась. «Себя определила», - объясняет она.
- Обычно у нас по четыре-пять операций в день, самая долгая выпала на декабрь прошлого года, была резекция печени, работали с хирургом 9 часов. Мне интересно, потому что операция не «на потоке», нестандартная, - вспоминает моя собеседница. – Не уставать – уже дело привычки, учишься обходиться без еды, воды и туалета на время операции.
Самая короткая операция длится где-то четверть часа. Когда в работу больницы впервые внедрили удаление желчного пузыря, Ирина Николаевна "набивала руку" вместе с хирургами. Если 20 лет назад лапароскопическую холецистэктомию делали за три-четыре часа, то сейчас на нее приходится около 15-20 минут.
Ирина Чекулаева работает в двух операционных и участвует в двух видах хирургического вмешательства: полостном (на животе, на печени, на желудке и т.д.) и на эндовидеостойке (малотравматичные лапароскопические, с помощью аппаратуры). Признается: раньше работать было легче, потому что чувствовалась нехватка кадров.
Перед новыми операциями Ирина Чекулаева старается настроиться. С вечера осматривает шовный и перевязочный материал, расходники вроде белья и перчаток, инструменты, проверяет документы, морально собирается с силами.
- Волнительно, когда операцию постоянно откладывают. Был случай: сначала хирург не мог прийти из-за болезни, потом у пациента нашли нового паразита в печени. И вот я готовлюсь перед назначенной датой, а санитарка говорит: «Ну что вы, Ирина Николаевна, подумаешь, печень отрежут и все!» - для нее это было чем-то обыденным, - смеется она.
С новенькими работать сложнее, чем в операционной, говорит Ирина Чекулаева.- Когда работаешь изо дня в день со ставшими привычными операциями, уже не переживаешь. Когда закончилась та первая трехчасовая операция по удалению грыжи, врачи меня спрашивали: ну что, понравилось? А как мне может не нравиться, если новое вызывает интерес? Уже не чувствуешь усталости, любопытство берет верх. Даже когда пациенты просыпаются на хирургическом столе и слышат «Приятных снов! Расскажите потом, что приснилось» перед тем, как им введут лекарство. Анестезиологи обычно спокойно говорят: «Подумайте о чем-то хорошем».
«Все будет хорошо»
После операции медсестра идет заниматься привычными вещами – обработкой инструментов, подготовкой ко следующему пациенту. Не могла я не спросить, случалось ли терять какой-нибудь инструмент до или после хирургического вмешательства?
- Когда только появилась лапароскопия, инструменты закупались в единственном экземпляре, и это учило нас ответственности. Для полостных операций вели подсчет салфеток, наблюдали, чтобы ничего в рану не попало. - вспоминает Ирина Николаевна. - Гинекологи раньше очень любили подшучивать над молодыми медсестрами. Возьмут салфетку в руку, зажмут и просят посчитать, сколько на столе осталось. Говоришь, что не хватает одной, пересчитываешь заново, только потом признаются.
Вспомнился моей собеседнице случай, когда хирург зашивал рану, а она недосчиталась одной салфетки. Сказала врачу, а тот требует пересчитать - и явно не проверка!
- У меня по коже мурашки. Рана на пациенте все меньше и меньше, а у меня салфетки не хватает! Испугалась, требую у хирурга проверить: вдруг в животе забыли! И хоть я тогда только начинала работать, послушал меня, поверил и… оказалось, я была права. С тех пор у меня появилась какая-то интуиция на похожие моменты, - удивляется Ирина Чекулаева.
Самый тревожный момент операции для Ирины Николаевны - вовсе не подсчет инструментов, а работа с пациентом с кровотечением. Даже, скорее, ответственный, потому что многое зависит от скорости реакции. А самый радостный – слышать «Зашиваем» и «Конец операции».
Экстренные операции – курс молодого бойца для любой медсестры. По словам Ирины, когда она работала в одиночку, без помощи второй медсестры, вызывать могли в любое время. Уже сидя в машине, она прокручивала список нужного для процедуры и готовилась сразу ко всем исходам. Внешнему спокойствию медсестер и хирургов можно только позавидовать, ведь им приходилось оперировать преступников, находясь в одном помещении с охраной. Психологически это было непросто.
- Смотрю новый сезон «Склифосовского» и понимаю, что мне завтра на примерно такую же работу, - смеется она. - Конечно, сопоставляю реальность и кино! Видишь наигранность, стерильность – не стерильность в кадре – это профессиональное. С удовольствием посмотрела «Вызов» в кино. С мужем сидели и обсуждали, что вот, прямо как у нас, та же лапароскопия, все свое, родное!
Вне работы медицинский опыт, к счастью, не пригождался, максимум, требовалось обработать порез. В студенческие годы дома всегда делилась историями, какие операции были и как они прошли. Родные нередко со смехом осекали ее: хватит, за обеденным столом же сидим! А сейчас замечает, что шестилетняя внучка запоминает ее слова и невольно копирует бабушку.
- Ну, какая сегодня операция была?
– Холицистическая лапароскопия.
– Ну что вы все желчный пузырь да желчный пузырь удаляете? - со смехом цитирует слова девочки Ирина Николаевна.
– Иногда просит: погладь мне позвоночную кость, и боковые не забудь с затылочными! Мы с ней читали книгу «Как устроен человек», и я понимаю, что ей это все интересно. Но говорить, что внучка мечтает медиком стать, пока рано (смеется – прим.авт .).
А недавно в "Марийской правде" Доктор из Марий Эл рассказала, как будущим маме и папе подготовиться к рождению ребенка .
Автор:
Екатерина Дьякова
Последние новости

Проведение ежегодного конкурса растущих российских брендов «Знай наших» и ежегодной премии «Страну меняют люди»
Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл сообщает об открытии приема заявок на форум «Сильные идеи для нового времени» (далее – Форум).
Глава Марий Эл в рамках рабочей поездки в районы республики посетил ООО «Хлебокомбинат Моркинского райпо», где встретился с руководством и работниками предприятия
Глава Марий Эл в рамках рабочей поездки в районы республики посетил ООО «Хлебокомбинат Моркинского райпо», где встретился с руководством и работниками предприятия В прошлом году предприятие выпустило 672 тонны хлеба,
В Йошкар-Оле проводится третий общегородской субботник
В Йошкар-Оле проводится третий общегородской субботник Коллектив Дворца культуры Российской Армии дружно взял мётлы, лопаты и, зарядившись хорошим настроением, собрал весь мусор вокруг учреждения.

Проведение ежегодного конкурса растущих российских брендов «Знай наших» и ежегодной премии «Страну меняют люди»
Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл сообщает,