"Первыми выгружать тяжелораненых!" / Алевтина Малкова мечтала стать детским врачом, но ей пришлось бороться за жизни раненых бойцов в эвакогоспитале Марий Эл
Потомственный врач Любовь Алексеевна Калинина бережно хранит медаль «За победу над Германией», которой была удостоена ее мама, работавшая в годы войны хирургом эвакогоспиталя в Кожласоле.
Потомственный врач Любовь Алексеевна Калинина бережно хранит медаль «За победу над Германией», которой была удостоена ее мама, работавшая в годы войны хирургом эвакогоспиталя в Кожласоле. Алевтину Скрябину (в замужестве Малкову) направили туда после Второго Московского мединститута, который выпускники 41-го оканчивали по ускоренной программе.
Занятия продолжались во время воздушной тревоги
Родилась Аля в многодетной семье Ивана и Серафимы Скрябиных. Но уцелела она одна: две сестры и брат девочки погибли, отравившись сорванными в лесу ядовитыми ягодами. Семейная трагедия повлияла на выбор профессии, которой Алевтина Ивановна посвятила всю свою жизнь: девушка мечтала стать детским врачом. Окончив школу с золотой медалью в 1937 году, она отправилась в Москву, где поступила в медицинский институт на отделение педиатрии.
Грозный июнь 41-го застал ее на практике в подмосковном Солнечногорске. Будущих медиков в экстренном порядке отозвали в столицу, где они в сжатые сроки прошли программу 5 курса.
– Студенты занимались с утра до позднего вечера, не отлучаясь из учебных аудиторий даже во время воздушной тревоги. Здесь же сдавали зачеты, экзамены, – поясняет Любовь Алексеевна, ссылаясь на воспоминания своей мамы. – Ребята, получив дипломы, прямо со студенческой скамьи уходили на фронт – в полковые формирования, армейские полевые госпитали, а девушек направляли в распоряжение областных органов управления здравоохранения.
Алевтине, как и многим выпускницам медицинских вузов тех лет, предстояло спасать жизни раненых бойцов. Но не на поле боя, а в эвакогоспитале 3071. Под его нужды передали помещения Марийской зобной станции и сельского врачебного участка. А для защиты госпиталя на самом высоком берегу Кожласолинского озера соорудили блиндаж и установили гаубицу.
Место встречи – сорок третий километр
Училась Алевтина Ивановна на детского врача, а работать с первых же дней пришлось хирургом. Привыкая к новым, сложным условиям, выпускница мединститута перенимала опыт у старших коллег. Таких, например, как начальник одного из семи отделений эвакогоспиталя Николай Афанасьевич Петухов, до войны долгое время работавший в Мари-Турекской больнице.
Первый эшелон с ранеными, а их оказалось более ста человек, прибыл на железнодорожную платформу «43-й километр» 6 января 1942 года. Санитарный поезд доставил бойцов из подмосковного фронтового госпиталя глубокой ночью. По тревоге был поднят как дежурный, так и свободный от дежурства личный состав эвакогоспиталя. Раздалась команда: «Первыми выносить тяжелораненых!». Едва живых, в окровавленных бинтах, их выгружали из вагонов нянечки, медсестры и врачи. Переносили на подводы и салазки. Лошадей не хватало: вместо них в сани «впрягались» местные жительница и медсестры.
Два километра бегом, с тяжелой ношей. Приходилось спешить: состояние многих раненых было критическим. И живыми до госпиталя, как ни старались, довозили, увы, не всех. Несмотря на усилия медицинского персонала, 210 бойцов и командиров умерли от ран и болезней. Хоронили их на Шигаковском кладбище. Школьницей Люба приезжала сюда вместе с одноклассниками: ребята приводили в порядок захоронения бойцов, возлагали цветы к памятнику, установленному здесь в послевоенные годы.
Сражаясь за жизни бойцов
Опираясь на архивные данные, несложно подсчитать, что 98 процентов раненых, которых доставляли в эвакогоспиталь 3071, удавалось спасти. За их жизни боролся весь персонал, но особенно большая нагрузка ложилась на плечи хирургов и хирургических медицинских сестер.
Сколько часов простояли за операционным столом Алевтина Ивановна и ее коллеги-врачи? Она никогда не рассказывала об этом ни дочери, которая в выборе профессии пошла по ее стопам, ни внучкам. Больше всего операций – напряженных, трудоемких – пришлось на 1942 и 1943 годы, когда велись кровопролитные бои за Ржев и Сталинград. Военно-санитарные составы с ранеными, которых доставляли с передовой, прибывали все чаще. Проезжая Илеть в 20 км от госпиталя, паровоз давал протяжный гудок, и врачи уже готовили операционную…
Последний санитарный поезд прибыл сюда 2 сентября 1945 года: часть раненых нуждалась в повторных операциях. К этому времени эвакогоспиталь 3071 был переименован в госпиталь для инвалидов Отечественной войны. А через год в помещении, где раньше располагалось хирургическое отделение, открыли детский костно-туберкулёзный санаторий. Алевтина Ивановна Малкова, пройдя обучение в Москве, трудилась здесь вплоть до 1962 года: осуществив давнюю мечту, она лечила и ставила на ноги маленьких пациентов.
Не дожила до столетия, но дождалась Дня Победы
– Свой трудовой путь мама завершила на посту руководителя отделения Республиканского противотуберкулезного диспансера, – рассказывает ее дочь, детский врач с 43-летним стажем Любовь Калинина. – А из жизни она ушла 9 мая, не дожив до 100-летия полгода. И все же дождалась праздника, который считала самым святым и светлым.
В 90-е годы Алевтина Малкова пыталась узнать о фронтовом пути отца, Ивана Скрябина, который не вернулся с войны. Однако по ее запросам никакой информации в архивах не нашли. Поиски продолжила дочь: Любовь Калинина обратилась за помощью в общественную приемную ОНФ. Вернуть из небытия страницы биографии ее деда помог Дмитрий Шипунов, эксперт Народного фронта в Марий Эл, командир поискового отряда «Демос». Так родные узнали, что Иван Иванович был отправлен в качестве санинструктора в воинскую часть, принимавшую участие в освобождении Курска. Умер от ран в прифронтовом госпитале, похоронен в братской могиле на территории Орловской области.
Собранную по крупицам информацию о родных и фотографии военных лет Любовь Алексеевна хранит как семейное наследие, которое предназначено ее детям и внукам.
– Несмотря на статус ветерана и высокую награду, мама была очень скромным человеком, – рассказывает Любовь Калинина. – Добрая, тактичная, терпеливая, она очень бережно относилась к людям. А это важное для врача качество. И мне всегда хотелось быть похожей на маму.
К сведению:
· За годы войны через эвакогоспиталь прошло около 10 тысяч раненых.
· 6396 из них были выписаны годными и вернулись в строй.
· Проведено 5148 операций, 786 переливаний крови.
Мы также писали о судьбах двух жителей Марий Эл, на чью долю выпала самая страшная война .
Автор:
Анна Кудрявцева
Последние новости

Проведение ежегодного конкурса растущих российских брендов «Знай наших» и ежегодной премии «Страну меняют люди»
Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл сообщает об открытии приема заявок на форум «Сильные идеи для нового времени» (далее – Форум).
Глава Марий Эл в рамках рабочей поездки в районы республики посетил ООО «Хлебокомбинат Моркинского райпо», где встретился с руководством и работниками предприятия
Глава Марий Эл в рамках рабочей поездки в районы республики посетил ООО «Хлебокомбинат Моркинского райпо», где встретился с руководством и работниками предприятия В прошлом году предприятие выпустило 672 тонны хлеба,
В Йошкар-Оле проводится третий общегородской субботник
В Йошкар-Оле проводится третий общегородской субботник Коллектив Дворца культуры Российской Армии дружно взял мётлы, лопаты и, зарядившись хорошим настроением, собрал весь мусор вокруг учреждения.

Проведение ежегодного конкурса растущих российских брендов «Знай наших» и ежегодной премии «Страну меняют люди»
Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл сообщает,