"Первыми выгружать тяжелораненых!" / Алевтина Малкова мечтала стать детским врачом, но ей пришлось бороться за жизни раненых бойцов в эвакогоспитале Марий Эл

Потомственный врач Любовь Алексеевна Калинина бережно хранит медаль «За победу над Германией», которой была удостоена ее мама, работавшая в годы войны хирургом эвакогоспиталя в Кожласоле.

Потомственный врач Любовь Алексеевна Калинина бережно хранит медаль «За победу над Германией», которой была удостоена ее мама, работавшая в годы войны хирургом эвакогоспиталя в Кожласоле. Алевтину Скрябину (в замужестве Малкову) направили туда после Второго Московского мединститута, который выпускники 41-го оканчивали по ускоренной программе.

Занятия продолжались во время воздушной тревоги

Родилась Аля в многодетной семье Ивана и Серафимы Скрябиных. Но уцелела она одна: две сестры и брат девочки погибли, отравившись сорванными в лесу ядовитыми ягодами. Семейная трагедия повлияла на выбор профессии, которой Алевтина Ивановна посвятила всю свою жизнь: девушка мечтала стать детским врачом. Окончив школу с золотой медалью в 1937 году, она отправилась в Москву, где поступила в медицинский институт на отделение педиатрии.

Грозный июнь 41-го застал ее на практике в подмосковном Солнечногорске. Будущих медиков в экстренном порядке отозвали в столицу, где они в сжатые сроки прошли программу 5 курса.

– Студенты занимались с утра до позднего вечера, не отлучаясь из учебных аудиторий даже во время воздушной тревоги. Здесь же сдавали зачеты, экзамены, – поясняет Любовь Алексеевна, ссылаясь на воспоминания своей мамы. – Ребята, получив дипломы, прямо со студенческой скамьи уходили на фронт – в полковые формирования, армейские полевые госпитали, а девушек направляли в распоряжение областных органов управления здравоохранения.

Алевтине, как и многим выпускницам медицинских вузов тех лет, предстояло спасать жизни раненых бойцов. Но не на поле боя, а в эвакогоспитале 3071. Под его нужды передали помещения Марийской зобной станции и сельского врачебного участка. А для защиты госпиталя на самом высоком берегу Кожласолинского озера соорудили блиндаж и установили гаубицу.

 

Место встречи – сорок третий километр

Училась Алевтина Ивановна на детского врача, а работать с первых же дней пришлось хирургом. Привыкая к новым, сложным условиям, выпускница мединститута перенимала опыт у старших коллег. Таких, например, как начальник одного из семи отделений эвакогоспиталя Николай Афанасьевич Петухов, до войны долгое время работавший в Мари-Турекской больнице.

Первый эшелон с ранеными, а их оказалось более ста человек, прибыл на железнодорожную платформу «43-й километр» 6 января 1942 года. Санитарный поезд доставил бойцов из подмосковного фронтового госпиталя глубокой ночью. По тревоге был поднят как дежурный, так и свободный от дежурства личный состав эвакогоспиталя. Раздалась команда: «Первыми выносить тяжелораненых!». Едва живых, в окровавленных бинтах, их выгружали из вагонов нянечки, медсестры и врачи. Переносили на подводы и салазки. Лошадей не хватало: вместо них в сани «впрягались» местные жительница и медсестры.

Два километра бегом, с тяжелой ношей. Приходилось спешить: состояние многих раненых было критическим. И живыми до госпиталя, как ни старались, довозили, увы, не всех. Несмотря на усилия медицинского персонала, 210 бойцов и командиров умерли от ран и болезней. Хоронили их на Шигаковском кладбище. Школьницей Люба приезжала сюда вместе с одноклассниками: ребята приводили в порядок захоронения бойцов, возлагали цветы к памятнику, установленному здесь в послевоенные годы.

Сражаясь за жизни бойцов

Опираясь на архивные данные, несложно подсчитать, что 98 процентов раненых, которых доставляли в эвакогоспиталь 3071, удавалось спасти. За их жизни боролся весь персонал, но особенно большая нагрузка ложилась на плечи хирургов и хирургических медицинских сестер.

Сколько часов простояли за операционным столом Алевтина Ивановна и ее коллеги-врачи? Она никогда не рассказывала об этом ни дочери, которая в выборе профессии пошла по ее стопам, ни внучкам. Больше всего операций – напряженных, трудоемких – пришлось на 1942 и 1943 годы, когда велись кровопролитные бои за Ржев и Сталинград. Военно-санитарные составы с ранеными, которых доставляли с передовой, прибывали все чаще. Проезжая Илеть в 20 км от госпиталя, паровоз давал протяжный гудок, и врачи уже готовили операционную…

Последний санитарный поезд прибыл сюда 2 сентября 1945 года: часть раненых нуждалась в повторных операциях. К этому времени эвакогоспиталь 3071 был переименован в госпиталь для инвалидов Отечественной войны. А через год в помещении, где раньше располагалось хирургическое отделение, открыли детский костно-туберкулёзный санаторий. Алевтина Ивановна Малкова, пройдя обучение в Москве, трудилась здесь вплоть до 1962 года: осуществив давнюю мечту, она лечила и ставила на ноги маленьких пациентов.

Не дожила до столетия, но дождалась Дня Победы

– Свой трудовой путь мама завершила на посту руководителя отделения Республиканского противотуберкулезного диспансера, – рассказывает ее дочь, детский врач с 43-летним стажем Любовь Калинина. – А из жизни она ушла 9 мая, не дожив до 100-летия полгода. И все же дождалась праздника, который считала самым святым и светлым.

В 90-е годы Алевтина Малкова пыталась узнать о фронтовом пути отца, Ивана Скрябина, который не вернулся с войны. Однако по ее запросам никакой информации в архивах не нашли. Поиски продолжила дочь: Любовь Калинина обратилась за помощью в общественную приемную ОНФ. Вернуть из небытия страницы биографии ее деда помог Дмитрий Шипунов, эксперт Народного фронта в Марий Эл, командир поискового отряда «Демос». Так родные узнали, что Иван Иванович был отправлен в качестве санинструктора в воинскую часть, принимавшую участие в освобождении Курска. Умер от ран в прифронтовом госпитале, похоронен в братской могиле на территории Орловской области.

Собранную по крупицам информацию о родных и фотографии военных лет Любовь Алексеевна хранит как семейное наследие, которое предназначено ее детям и внукам.

– Несмотря на статус ветерана и высокую награду, мама была очень скромным человеком, – рассказывает Любовь Калинина. – Добрая, тактичная, терпеливая, она очень бережно относилась к людям. А это важное для врача качество. И мне всегда хотелось быть похожей на маму.

 

К сведению:

·              За годы войны через эвакогоспиталь прошло около 10 тысяч раненых.

·              6396 из них были выписаны годными и вернулись в строй.

·              Проведено 5148 операций, 786 переливаний крови.

 

    Мы также писали о  судьбах двух жителей Марий Эл, на чью долю выпала самая страшная война . 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:
Анна Кудрявцева

Последние новости

Впервые назначенный судья принял присягу

26 июля 2024 года в Йошкар-Олинском городском суде состоялось принесение присяги судьей, впервые назначенным на должность.

Церемония присяги!

Сегодня в торжественной обстановке в Йошкар-Олинском городском суде в соответствии с требованиями ст.

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл приведен к присяге

             26 июля 2024 года заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл Попов Г.В.

Card image

Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *