Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса

Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса

В настоящее время для успеха бизнеса необходим тщательно продуманный финансовый план и бюджет. Если компания не имеет точного и исчерпывающего понимания объемов денежных поступлений и расходов в текущем моменте и в будущем, ее руководство может столкнуться с риском банкротства. Поэтому финансовое планирование, прогнозирование и бюджетирование являются неотъемлемыми компонентами менеджмента для любого предприятия. В данной статье мы рассмотрим эти понятия и объясним их взаимосвязь и разницу. Мы также расскажем об эффективных методах организации финансового планирования.

Финансовое планирование и бюджетирование – два взаимосвязанных понятия. Хотя многие путают их, следует понимать их отличия.

Финансовое планирование – это стратегия распределения денежных ресурсов, как текущих, так и ожидаемых, чтобы удовлетворить потребности предприятия. Здесь цель состоит в расчете расходов таким образом, чтобы бизнес мог уверенно развиваться и приносить прибыль, обязательства перед государством, клиентами и кредиторами были выполнены. В финансовых планах отражены источники доходов, цели расходов, графики платежей и поступлений за долгосрочный период.

Расчеты для финансового планирования базируются на достоверных данных, таких как бухгалтерская отчетность, инвестиционные программы, производственные сметы и другие. Это позволяет с высокой точностью планировать расходы на длительный период (до нескольких лет).

Прогнозирование – это похожая функция, но вместо точных данных используются предполагаемые данные. Например, на основе анализа рынка можно делать предположения о скором росте цен на производимый товар, но достоверно этого утверждать нельзя.

Бюджетирование – это инструмент, который является составной частью финансового планирования. Это система управления денежными ресурсами компании, ее доходами и расходами, рассчитанная на короткий период (как правило, до года). Отличительная особенность бюджетирования в том, что в нем заложена возможность контроля экономического положения и количественных результатов работы предприятия.

В соответствии с разработанной финансовой стратегией формируется структура бюджетов – это планы поступлений и затрат – по разным направлениям бизнеса, подразделениям, отдельно взятым проектам. Устанавливаются желаемые значения показателей. По мере исполнения бюджетов производится учет операций. Далее с помощью план-фактного анализа отслеживается эффективность. Выясняется, соответствуют ли реальные показатели запланированным значениям, и, если нет, устанавливаются причины расхождений. На основе сделанных выводов вносятся коррективы в существующую систему управления денежными ресурсами.

Если финансовое планирование ставит общие цели, то бюджетирование позволяет разработать практические способы их достижения. Одно не может существовать без другого. Бюджетирование также помогает контролировать использование ресурсов компании и служит инструментом управления персоналом. Когда сотрудники знают четкий план, они хорошо понимают, к каким показателям нужно стремиться и что для этого делать. Благодаря бюджетированию на предприятии устанавливается финансовая дисциплина.

Задачи бюджетирования и прогнозирования финансовых показателей в организации направлены на поддержание баланса между денежными ресурсами и потребностями компании в них, а также на определение наиболее эффективных методов распределения средств. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач, связанных с финансовым планированием:

  • выявление скрытых потенциальных резервов, которые могут улучшить финансовое положение компании (например, повышение производительности, улучшение качества продукции);
  • определение направлений, которые приносят наибольшую прибыль;
  • связывание денежных ресурсов с производственным планом и определение достаточности средств для реализации показателей;
  • обеспечение своевременной выплаты налогов, долгов и исполнение обязательств перед государством, кредитными организациями, поставщиками и клиентами;
  • определение финансовых рисков и разработка стратегии по их уменьшению;
  • определение необходимости во внешнем финансировании;
  • установка контроля за работой каждого подразделения и оперативное отслеживание результатов.

Бюджетирование является частью финансового планирования и решает следующие задачи:

  • разработку плановых показателей на определенный период времени (как правило, на год) для каждого направления работы компании. Структура бюджета определяется особенностями конкретного бизнеса. Для разных предприятий, кроме основных бюджетов (доходов и расходов, движения денежных средств, прогнозного баланса), создаются многочисленные дополнительные планы и сметы - на продажи, на производство, на амортизацию, на налоги, на отдельные проекты и т. д.;
  • обеспечение координации между бюджетами. Благодаря этому все подразделения компании работают согласованно для достижения общих целей;
  • распределение ответственности. Благодаря планированию бюджетов удается четко разграничить сферы деятельности. Каждый сотрудник занят своей работой, что позволяет избежать перекрытий и дублирования работ;
  • контроль реализации бюджетов с помощью план-фактного анализа. Реальные данные, полученные в течение периода, сопоставляются с плановыми показателями, чтобы выяснить, есть ли расхождения между ними. Это сравнение позволяет понять, какие бизнес-процессы требуют оптимизации и что в первую очередь следует сделать.

В настоящее время принято классифицировать финансовое планирование с учетом различных признаков. Один из наиболее распространенных критериев - это сроки. Таким образом, финансовое планирование и прогнозирование на предприятии может быть стратегическим, текущим и оперативным.

Однако кроме этого критерия, виды планирования могут быть классифицированы и по другим основаниям. Например, они могут быть различными в зависимости от объекта. Два основных вида финансового планирования по данному критерию - это финансовое планирование и налоговое планирование. В свою очередь, налоговое планирование бывает как стратегическим, так и текущим.

Стратегическое планирование является самым долгосрочным - в среднем до 5 лет. Его задача заключается в определении тенденций развития компании на длительный период и установлении путей достижения целей. Во время стратегического планирования выявляется необходимость финансирования предприятия, устанавливаются способы привлечения ресурсов и проводится прогнозирование результатов.

Текущее планирование охватывает период до 1 года. Оно строится на основе разработанной финансовой стратегии, с долгосрочными целями с течением времени выносятся на промежуточные. Затем составляются годовые планы расходов и прибылей, при этом главным инструментом текущего планирования является бюджетирование.

Оперативное планирование - это низший уровень постановки задач, который подразумевает разработку конкретных алгоритмов (планов, графиков) для сотрудников подразделений и рассчитан на период до 3 месяцев. Оно включает контроль за выполнением заданий.

Существует множество методов финансового планирования и прогнозирования, которые могут применяться в каждом из вариантов планирования на предприятии. Экспертные оценки - это подход, основанный на мнениях специалистов в соответствующих областях. Методы экстраполяции определяют тенденции развития планируемого объекта. Методы моделирования предусматривают построение математических моделей, а нормативный метод учитывает уже существующие нормы. Балансовый метод заключается в установлении равновесия между поступающими ресурсами и их затратами.

Эффективное финансовое планирование является ключевым для любого бизнеса. Без адекватной оценки перспектив развития, определения допустимых объемов затрат, приоритетных направлений использования денежных ресурсов и потребностей в инвестициях, невозможно развивать свой бизнес.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *