Как оформить личную медицинскую книжку и сколько это будет стоить?

Как оформить личную медицинскую книжку и сколько это будет стоить?

Для работы в определенных сферах деятельности, которые напрямую влияют на здоровье людей, таких как предприятия общественного питания, пищевое производство, торговые организации, детские учреждения и больницы, необходимо иметь медицинскую книжку. Получение этого документа связано с затратами как времени, так и денег. Однако законы Российской Федерации строго регламентируют обязательность наличия медицинской книжки у работника, а ее отсутствие может привести к ответственности как для работника, так и для работодателя. В данной статье мы рассмотрим подробности оформления и продления медицинской книжки для определенных категорий работников.

Личная медицинская книжка (ЛМК) – это документ, который подтверждает здоровье и отсутствие инфекционных заболеваний у ее владельца. Однако, сама ЛМК необходима не только для трудоустройства, но также для профилактики заболеваний населения.

Обязанности работодателя в этом вопросе прописаны в Статьях 69, 212 и 213 Трудового Кодекса РФ, где работодатель обязан организовать медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические осмотры во время работы. По результатам таких медосмотров работник получает ЛМК.

Однако, медицинские книжки необходимы не всем категориям работников. Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н ЛМК нужна только работникам, занятым на тяжелых работах, на работах с вредными, опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта. Статья 213 Трудового Кодекса РФ устанавливает обязательность получения медицинских книжек для работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, лечебно-профилактических и детских учреждений и некоторых других организаций. Для предприятий пищевой индустрии, а также компаний, выпускающих парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия, эта обязанность также закреплена в статье 23 Федерального закона № 29 от 2 января 2000 года «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Список профессий и должностных лиц, которые обязаны оформлять медицинские книжки для работы в организациях, устанавливается письмом Минздрава РФ от 7 августа 2000 года №1100/2196-0-117. Согласно указанному письму, медицинские книжки необходимы для работников, которые заняты транспортировкой, переработкой, хранением и реализацией продуктов питания и питьевой воды; обучением и воспитанием детей в образовательных и оздоровительных учреждениях; коммунальным и бытовым обслуживанием населения, включая санитарно-гигиенические услуги, сферу туризма, гостеприимства и досуга, транспортные и спортивно-оздоровительные услуги, торговлю комиссионными, промышленными и парфюмерно-косметическими товарами, ассенизаторскими услугами и обслуживанием канализационных сетей; обслуживанием населения в учреждениях здравоохранения; строительством и ремонтом с использованием иностранной рабочей силы в организациях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации; государственной службой и работой в бюджетных организациях системы здравоохранения, социальной защиты, народного образования, в том числе в центрах дезинфекции и их подразделениях.

В общей сложности, российское законодательство устанавливает обязательность получения ЛМК для представителей не менее чем 25 профессий и должностей. Для представителей этих отраслей допуск к работе без медицинской санитарной книжки запрещен.

Ответственность за отсутствие медкнижки

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», если руководство организации нарушает требования санитарного законодательства об обязательном медицинском освидетельствовании работников и отсутствии личной медкнижки у работников, то предусмотрена три вида ответственности: дисциплинарная, административная или уголовная.

При проверке Роспотребнадзором отсутствие медкнижек или подделка данных влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ. Гражданам грозит предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей, должностным лицам – штраф от 500 до 1000 рублей, индивидуальным предпринимателям – штраф от 500 до 1000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток, а юридическим лицам – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

Согласно статье 236 УК РФ, если в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил при отсутствии у виновного личной медицинской книжки произошло массовое заболевание или отравление людей, то уголовная ответственность может быть следующей: штраф до 80 000 рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6-ти месяцев, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до 1 года, лишение свободы на срок до 1 года.

Статья 327 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за подделку бланков медицинских книжек, а также штампов и печатей о прохождении медосмотра.

Работодатель несет административную ответственность за уклонение от организации предварительных или периодических медосмотров и выдачу медицинских книжек. По статье 5.27 КоАП РФ при выявлении такого нарушения он может быть облагаем штрафом в размере до 50 000 рублей, а при повторном нарушении – до 170 000 рублей.

Медицинская книжка представляет собой многостраничный документ, форма которого была утверждена приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте». Данный документ содержит информацию о владельце, а именно его фамилию, имя, отчество, год рождения, домашний адрес и должность.

На второй странице медицинской книжки располагается фотография владельца, подпись и печать организации, которая выдавала документ. Третья страница содержит информацию о владельце книжки, а каждая следующая страница посвящена перенесенным инфекционным заболеваниям, профилактическим прививкам, результатам обследований и прочим отметкам.

Кроме того, в медицинской книжке размещается заключение врача о допуске к работе по результатам медосмотра. На последней странице документа помещается правовая информация для владельца.

Если вы собираетесь оформить медицинскую книжку, то возникает логичный вопрос: где ее можно приобрести? Книжка относится к документам строгой отчетности и не подлежит свободной продаже. Купить ее можно только в специализированных медицинских центрах и организациях, уполномоченных Роспотребнадзором, таких как СЭС. Цены на медицинские книжки в различных регионах страны могут варьироваться от 150 до 300 рублей.

Оформление медицинской книжки является обязательным процессом при трудоустройстве на определенные должности. Для прохождения медицинских осмотров нашими гражданами необходимо знать некоторые важные этапы. В данной статье описываются все необходимые шаги, которые должен пройти каждый человек, чтобы легально получить личную медицинскую книжку.

Содержание процесса оформления медицинской книжки регулируется следующими законодательными документами: Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказ Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 года № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций», и Приказ ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» от 27 апреля 2005 года № 20 «О взаимодействии с организациями, осуществляющими профилактические медицинские осмотры и профессиональную гигиеническую подготовку».

Вся процедура оформления медицинской книжки состоит из нескольких этапов:

  1. Представление заявления о проведении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в территориальный центр Федерального бюджетного учреждения здравоохранения (ФБУЗ) «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
  2. Заключение договора с физическим или юридическим лицом независимо от формы собственности на проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
  3. Регистрация и выдача ЛМК - без голограмм.
  4. Прохождение медицинского обследования, которое включает различные медицинские осмотры, лабораторные и аппаратные исследования в зависимости от должности работника. Результаты соответствующих исследований заносятся в соответствующие разделы медицинской книжки.
  5. Получение заключения о допуске к работе по результатам медицинского осмотра и соответствующей отметки в разделе V медицинской книжки.
  6. Прохождение гигиенического обучения, включающего очную и заочную части.
  7. Прохождение гигиенической аттестации с возможностью одной повторной сдачи на следующий день.
  8. Внесение результатов аттестации в личную медицинскую книжку и голографирование.
  9. Выдача личной медицинской книжки.

В случае, если работник направлен работодателем, вышеописанные шаги начинаются со вскрытия раздела IV. Для прохождения медицинского осмотра в целях выдачи ЛМК впервые необходимо иметь при себе заявление, паспорт, одну фотографию размером 3х4, заявление от работодателя на прохождение гигиенического обучения и квитанцию об оплате.

Кроме того, проверка подлинности личной медкнижки, полученной в столице, возможна в Реестре г. Москва в Интернете по адресу: mossanexpert.ru/service/proverka-medknizhki/.

Стоимость гигиенического обучения вместе с бланком чистой медицинской книжки составляет от 700 до 1500 рублей.

Следуя всем предписанным этапам для оформления медицинской книжки, каждый гражданин может иметь легальный и полноценный доступ к работе на тяжелых и опасных производствах.

Перечень обследований для получения медкнижки для работников в разных сферах может немного отличаться. Обязательными для прохождения являются следующие специалисты: терапевт, отоларинголог, дерматовенеролог, стоматолог, а также гинеколог для женщин. При необходимости врач может назначить консультацию инфекциониста.

Основные инструментальные и лабораторные исследования включают:

  • флюорографию
  • клинический анализ крови
  • анализ на реакцию Вассермана
  • анализ на трихомониаз и гонорею
  • анализ на энтеробиоз и яйца глистов
  • анализ на брюшной тиф и стафилококк

Женщинам старше 40 лет также рекомендуется пройти маммографию.

Однако, стоит обращать внимание на то, что некоторые анализы действительны всего две недели. Поэтому желательно не затягивать прохождение обследования. Кроме того, для работников медицинской и пищевой промышленности список анализов может быть расширен.

Сроки оформления медицинской книжки могут сильно отличаться в зависимости от выбранного пути. Если вы решили получить книжку в районной поликлинике, то сначала вам нужно будет пройти к терапевту, получить направления на прохождение анализов и записаться на прием к другим специалистам. После этого вам снова нужно будет посетить терапевта и предоставить ему все результаты для заполнения медицинской книжки. Все это может занять от одной до нескольких недель. Если же вы еще и решили пройти гигиеническое обучение и аттестацию, то процедура оформления санитарной книжки может затянуться до трех-четырех недель.

Однако, есть специализированные аккредитованные медицинские центры, где вы можете оформить медкнижку за 3-5 дней, пройдя полный медосмотр и гигиеническую аттестацию. Такой способ оформления книжки гораздо быстрее, чем в районной поликлинике.

Продление медицинской книжки: нюансы и продолжительность действия

Срок действия медицинской книжки, в отличие от трудовой книжки, не ограничен. Однако, для поддержания ее актуальности, необходимо систематически проходить периодические медицинские осмотры. Закон № 52-ФЗ, статьи 11 и 34, обязывает работодателей предоставлять условия и оплатить необходимые услуги для своевременного прохождения медицинских осмотров и гигиенического обучения работников, а также обеспечивать соблюдение санитарных правил в организации.

Медицинская книжка (ЛМК), как и трудовая книжка, хранится в отделе кадров компании и выдается на руки работнику под расписку для прохождения медицинских осмотров и гигиенической подготовки. Однако, для работников торговли с выездной деятельностью, медицинская книжка должна находиться у работника на протяжении рабочего дня.

При изменении места работы и / или вида деятельности, работник отдела кадров должен внести соответствующие изменения в раздел II медицинской книжки и заверить их печатью компании.

Процедура продления медицинской книжки более проста, чем ее получение. В отличие от приобретения новой, необходимости в поисках чистой медицинской книжки не возникает.

Для продления медицинской книжки следует повторно пройти медицинские осмотры и консультации тех специалистов и те исследования, результаты которых устарели в соответствии с нормативными документами. Для большинства категорий работников, продление книжки осуществляется ежегодно. Аттестация и гигиеническое обучение проводятся в соответствии с установленной периодичностью для каждой профессии.

Стоимость прохождения медосмотра зависит от того, где вы решите это сделать. В районных поликлиниках большинство врачей принимают бесплатно, однако, для того чтобы посетить всех специалистов и пройти необходимые анализы может потребоваться две-три недели. Помимо этого, вы все равно должны будете заплатить около 1000 рублей за бланк медицинской книжки и прохождение гигиенических курсов.

Большинство частных клиник и медицинских центров, имеющих право проводить медосмотры для получения ЛМК, стараются проводить эту процедуру максимально быстро и комфортно для своих клиентов - все оформление занимает не более 5 дней. Однако цены на эту услугу могут колебаться от 1700 до 5000 рублей в зависимости от категории работников.

Важно помнить, что покупка готовой медицинской книжки через Интернет является незаконной и может привести как продавца, так и покупателя к уголовной ответственности за подделку документов. По закону, работодатель обязан нести все затраты на получение медицинской книжки. Однако, некоторые компании могут предложить работнику оформить книжку за свой счет со словами, что затраты будут возмещены в процессе работы. Кроме того, некоторые компании заключают договоры с медицинскими центрами на ежегодные бесплатные медосмотры и диспансеризацию.

Подводя итог, необходимо подойти к прохождению медосмотра ответственно. Отсутствие документа может вызвать серьезные проблемы, такие как отказ в приеме на работу и денежные штрафы. Получение медицинской книжки не займет много времени, так как вы можете выбрать как государственные поликлиники, так и частные медицинские центры.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *