Международные перевозки: вчера, сегодня, завтра
Одной из ключевых отраслей в экономике любого государства является транспорт. Транспортная система не только обеспечивает производственные связи, но и служит индикатором состояния мировой торговли. В настоящее время на фоне сложных экономических условий наблюдается повышенный интерес к комплексным логистическим решениям и сотрудничеству с профессиональными операторами, которые способны решить все проблемы грузоперевозок.
Давайте рассмотрим более детально некоторые особенности 4PL-схемы и текущее состояние рынка международных перевозок, а также обсудим его проблемы и перспективы.
Куда движется рынок международных грузоперевозок?
Сегодня международная логистика представляет собой совокупность видов транспорта: наземного (автомобильного и железнодорожного), воздушного и водного (речного и морского). Однако соотношение этих видов международных грузоперевозок различается в зависимости от региона и страны. В промышленно развитых государствах, таких как Япония, США и Евросоюз, инфраструктура транспортной системы представлена всеми указанными видами транспорта, за исключением некоторых регионов, где доля автомобильного транспорта значительно меньше.
Учитывая объемы грузоперевозок, в западноевропейских странах лидирует автомобильный транспорт (40%), затем идет железнодорожный (25%), а остальное приходится на морской и внутренний водный. В Северной Америке общий объем грузоперевозок автомобильным и железнодорожным транспортом практически равен.
В странах СНГ и Восточной Европы, как и во всем мире, перевозки грузов железнодорожным транспортом имеют наибольшую долю. Однако за последние годы роль автомобильного транспорта в этих странах стала заметно увеличиваться. В то же время, грузоперевозки морем остаются практикой основном для развитых морских государств, включая Великобританию, Грецию, Финляндию и Норвегию.
Перейдем к просмотру ситуации с авиаперевозками. Здесь можно выделить три крупных региона: Западную Европу, Дальний Восток и США, которые обслуживают 2/3 объемов мирового грузооборота. Еще один значимый регион расположен в Азии: КНР, Таиланд, Япония и Сингапур, где доля объемов грузоперевозок составляет 1/5 мировых показателей. Не стоит забывать и о России: отчеты Аналитического центра при Правительстве РФ говорят о том, что по тоннажу в России лидирует автомобильный транспорт, занимающий до 68% в структуре всех перевезенных грузов. Остальное приходится на железнодорожный (17%) и трубопроводный транспорт (13%).
Наконец, стоит остановиться на паре цифр. В 2018 году объем грузоперевозок в России вырос на 5,2% по сравнению с 2017 годом, причем грузоперевозки автомобильным транспортом показали самый высокий рост (6,8%), в то время как морской транспорт показал спад на 21,9%.
Времена кризиса не обходят стороной секторы международной логистики: одни страны ощущают стагнацию, в то время как другие находятся на новом уровне развития. Например, США столкнулись со значительным снижением трансатлантических перевозок, которые активно пристально осваивают азиатские компании, особенно из Китая, чья экономика, одной из первых перешагнувшая кризисную черту, является мощной. Изменения происходят в каждом секторе рынка международной логистики, и каждый вид перевозок по-своему реагирует на влияние извне.
Международные железнодорожные грузоперевозки пользуются популярностью из-за выгодных тарифов, низкой стоимости на 1 тонну на 1 км и возможности использования мультимодальных схем. Общая протяженность железных дорог в мире составляет 1,2 млн км. В России цифры меньше, чем в США или Канаде, а густота сети достаточна только в европейской части страны. Абсолютными лидерами среди грузов являются уголь и строительные материалы. Однако, для владельцев небольших партий товаров, железнодорожные перевозки неэффективны, так как невозможна доставка от двери до двери, трудно планировать из-за большого срока, необходимо нести расходы на погрузку и разгрузку при использовании мультимодальных схем.
Наиболее дешевый вид транспорта - морские грузоперевозки, которые обеспечивают 75% всех международных перевозок. Лидерами мирового торгового флота являются Япония, Греция, Кипр, Китай и США. Наиболее активно применяются так называемые "суда под дешевыми флагами", которые принадлежат Либерии, Панаме или Сингапуру. Перевозки нефти и нефтепродуктов направлены в основном из Персидского залива в Европу, Японию и США. Крупные партии угля и железной руды также морским путем. Однако, на рынке морских грузоперевозок в России используются главным образом для экспорта. По размеру грузов, крупнейшим портом считается Новороссийск. Перевалочные мощности российских портов растут в связи с ростом поступления товаров из Юго-Восточной Азии.
Авиатранспорт больше всего развит там, где сложилась густая сеть авиалиний. Парк судов, наиболее значительный в США, Канаде, Франции, Германии, Австралии. Доля воздушных перевозок сводится к очень небольшому количеству грузов из-за высокой цены и большого количества ограничений. Однако, авиационный транспорт всегда полезен для перевозки скоропортящихся и уникальных товаров, так как его преимуществом является скорость. Воздушные суда предоставляют единственный способ быстро переправить груз на большое расстояние.
Международные автоперевозки наиболее гибкие и позволяют доставить груз в любую точку, где есть дорога. Тем не менее, внутри России автомобиль остается транспортом ближнего действия. Средняя дальность перевозки 1 тонны в основном составляет менее 50 км. Перевозчики применяют очень гибкую систему тарифов, которая позволяет каждый раз подходить индивидуально. Согласно прогнозам аналитиков, рынок автоперевозок будет расти в 2019 году на уровне 3,5% в год, а переориентация грузопотоков происходит в основном в сторону Китая на фоне сокращения обмена товарами с Европой.
Значение стоимости при перевозках
Перевозка грузов включает в себя множество факторов, влияющих на окончательную стоимость. Например, авиаперевозки являются наиболее дорогими, в то время как морские — более доступные по цене. Однако, помимо этого, цена зависит от типа судна, расстояния между пунктами отправки и прибытия, сроков, количества транзитных стран на пути следования, условий оплаты и других факторов.
Основные группы параметров, влияющих на стоимость перевозки, включают: габариты груза, его свойства, ценность, дальность доставки, экспедиторские и страховые услуги. Кроме того, количество таможенных кодов и необходимость оформления сертификатов также оказывают влияние на стоимость. Для хранения на складе также необходимо учитывать объем груза, условия хранения, сроки и другие параметры.
При международной перевозке грузов, например, из Юго-Восточной Азии, целесообразно выбирать мультимодальный способ доставки. Этот метод подразумевает комбинацию нескольких видов транспорта: морского, железнодорожного, автомобильного и других. Таким образом, большая часть пути контейнера будет пройдена по морю, а затем — по железной или автомобильной дороге. Например, груз весом 20 тонн, который нужно доставить из Азии в Москву, может быть доставлен морским транспортом до порта Котка в Финляндии, а далее — автомобильным транспортом. Срок хранения в порту составляет семь суток.
При прочих равных условиях, стоимость морских или комбинированных перевозок оказывается ниже, чем сухопутных. Однако, для того чтобы перевозка стала возможной, требуется оформить пакет документов, включающий разрешение на пересечение границы конкретным транспортным средством с конкретным грузом. В этом случае таможенные органы строго придерживаются законодательства. Конечная стоимость перевозки будет рассчитана при приемке заказа.
Какой вид международных грузоперевозок предпочесть – вопрос, который задают все больше компаний, стремящихся оптимизировать свою логистику. Существует несколько видов перевозок, и выбор зависит от типа груза, места назначения и сроков доставки.
Классический вариант – 20- или 40-футовый контейнер – практически всегда доступен для данного вида перевозки. Однако, помимо этого, можно воспользоваться такой формой, как сборный груз. В этом случае клиент платит только за то пространство, которое занимает его товар. Сборный груз подходит для представителей малого и среднего бизнеса, так как перевозка обходится в минимально возможную сумму. В состав сборного груза можно включить практически любой товар, за исключением сыпучих, наливных и горючих продуктов.
Кроме того, некоторые компании предлагают доставку карго, однако при ее использовании клиент полностью зависит от действий посредника, что может привести к негативным последствиям.
Для перевозок товаров внутри одного континента, на короткие расстояния можно воспользоваться автотранспортом. Хотя это более дорогое решение, оно подходит для контейнерных перевозок и дополнительных услуг.
Международные железнодорожные перевозки грузов на 30–40% дешевле автомобильных. Их применение одинаково, разница обычно в расстоянии. Перевозки по железной дороге востребованы, когда речь идет о длинных дистанциях.
Авиационный транспорт является самым дорогим и зависит от погодных условий. Однако авиаперевозки наилучшим образом подходят для транспортировки скоропортящихся грузов, срочных и дорогих заказов.
Морской транспорт выбирают те, кто не сильно ограничен во времени. Путь контейнера может растянуться на 35–45 дней, но именно по морю доставляют подавляющее большинство строительных материалов, сырья и полезных ископаемых.
При выборе международной грузоперевозки необходимо учитывать и дополнительные услуги, такие как страховка, маркировка, упаковка и т.д. Надежные и профессиональные компании берут на себя эти поручения и могут помочь с таможенными процедурами.
Небольшим фирмам может быть не оправдано содержание собственного подразделения международной транспортной логистики. В таком случае имеет смысл обратиться к одному из ведущих логистических 4PL-провайдеров, способных предоставить все необходимые услуги "под ключ".
Фото: freepik.com