Самостоятельный ремонт турбины: какие подводные камни могут ждать автолюбителя

Самостоятельный ремонт турбины: какие подводные камни могут ждать автолюбителя

Текст

Недавно турбонаддув считался чем-то редким и необычным. Сегодня же добавление турбонаддува может стать стандартной процедурой для почти любого типа автомобиля. В настоящее время, даже автомобили семейного класса могут быть оснащены турбированными двигателями. Популярность турбонаддува легко объяснить: он позволяет увеличить мощность автомобиля, не увеличивая его массу.

Конечно, как и любой механизм, турбонагнетатель может выйти из строя. Как только это происходит, приходит время задуматься о ремонте. Многие автолюбители, в целях экономии, предпринимают попытки отремонтировать его самостоятельно. В данной статье мы расскажем о том, как починить турбонагнетатель своими руками и какие сложности может встретить автомобилист.

Текст о турбонаддуве

Турбонаддув - система, позволяющая увеличить мощность автомобиля и расходовать топливо более эффективно. Такой наддув направлен на улучшение работы двигателя, но при этом лошадиные силы не увеличиваются - мощность напрямую зависит от количества сжигаемого топлива за один рабочий цикл. Чтобы осуществлять сжигание топлива, необходимо наличие кислорода, а чтобы обеспечить его поступление к двигателю, автоконструкторы придумали систему турбокомпрессора. Благодаря турбокомпрессору позволяет решить несколько проблем: повысить мощность автомобиля, сохраняя прежний рабочий объем цилиндра и расход топлива, а также уменьшить количество выхлопов и токсичных веществ, что делает двигатель экологически чище.

При резком нажатии на педаль газа в автомобиле с турбодвигателем раньше driver сталкивался с таким явлением, как «турбояма». При этом рост мощности мотора задерживался, так как турбине нужно было время для раскрутки, а компрессору - для подачи в цилиндры сжатого воздуха. После того, как преодолевалась "турбояма", происходил "турбоподхват", во время которого давление резко возрастало и двигатель набирал максимальную мощность. Такое явление негативно сказывалось на качестве вождения.

Чтобы решить эту проблему инженеры создали несколько видов турбокомпрессоров, в которых эффекты "турбоямы" и "турбоподхвата" сглажены. В зависимости от особенностей двигателей, на который устанавливаются механизмы, можно выделить турбины с изменяемой геометрией впускного канала, скомбинированные турбокомпрессоры, также известные как моторы двойного наддува с послойным впрыском, twin-turbo, при которой две последовательно расположенных турбины используются для разных оборотов двигателя, и biturbo, который используется в мощных силовых агрегатах и оснащается турбиной на каждый ряд цилиндров.

Однако, несмотря на разнообразие видов турбокомпрессоров, все наддувные механизмы устроены по общей схеме, включая турбину, картридж, систему подачи воздуха, компрессор, интеркулер и другие детали и расходные материалы. Турбокомпрессор - это нагружаемый механизм, который работает в условиях резкого изменения температур, нахождясь в тесной связи с основными узлами мотора, такими как системы впуска и выпуска отработавших газов. Преждевременная выработка ресурсов турбокомпрессора часто связана с неисправностью смежных систем, а попытка самостоятельного ремонта может быть гораздо более сложной, чем кажется изначально.

Как ремонтировать турбину двигателя своими руками

Как ремонтировать турбину двигателя своими руками

Первый и самый важный шаг в процессе ремонта турбины - точное определение причины поломки или неправильной работы. Это может затруднить автовладельца, пытающегося самостоятельно восстановить работоспособность турбокомпрессора, ведь без специального оборудования для диагностики ошибиться можно очень легко. Самые распространенные причины неисправностей включают следующие:

  • попадание посторонних предметов в турбину;
  • недостаточное количество смазки (масляное голодание);
  • загрязнение масла;
  • превышение допустимой частоты вращения крыльчатки.

Независимо от причины неисправности, процесс ремонта должен проходить поэтапно:

  1. Компьютерная диагностика. Для демонтажа турбокомпрессора выполняется обязательно. От правильности диагностики зависит успешность всей процедуры восстановления. Диагностика позволяет определить, повреждена ли турбина или неполадки имеют иные причины, такие как неисправности в двигателе или управлении двигателем. Этот этап обязателен, ибо инспекция комплексного вывода сможет показать более серьезные проблемы в моторе. Осмотр может не выявить факт поломки турбины, поскольку проблема может исходить от других элементов автомобиля. Необходимо отключить всю электронику автомобиля и открыть доступ к турбокомпрессору. Компьютерная диагностика является первым и самым важным этапом в процессе ремонта турбины своими руками.
  2. Демонтаж турбокомпрессора. Демонтаж может быть выполнен самостоятельно, при условии соблюдения правильной последовательности действий. Перед проведением работ следует отключить всю электронику автомобиля и открыть доступ к турбокомпрессору. В первую очередь отсоединяются все трубки, затем турбинная и компрессорная улитки. Когда эти части демонтированы, можно снимать колеса компрессора. В последнюю очередь извлекаются уплотнительные вкладыши. Данный этап может быть выполнен своими руками в домашних условиях, однако необходимо проявлять крайнюю осторожность, чтобы не повредить смежные механизмы и систему наддува.
  3. Разборка и осмотр агрегата. После демонтажа, разбирают турбокомпрессор в специальной чистой мастерской с использованием профессионального оборудования. Таким образом, избегают попадания в механизм пыли, грязи и иных посторонних предметов. Второй важный этап, который лучше доверить профессионалам, потому что чистка механизма может быть опасной в неподготовленных условиях.
  4. Очистка. Все элементы снаружи и изнутри турбины требуется очистить от нагара и прочих загрязнений. Трубки маслоподачи и слива помещают в ультразвуковую ванну, а корпус турбины очищают с помощью промышленного пескоструйного аппарата. Очистка турбины - очень важный этап, и его лучше доверить профессионалам, имеющим необходимое оборудование для выполнения работы.
  5. Повторный осмотр. После очистки возможен второй осмотр элементов, чтобы определить дефекты. Изношенные комплектующие меняют на новые (например, подшипники, резинки, прокладки), которыми они заберут заранее подготовленный ремкомплект.
  6. Балансировка роторной части. Это очень важный этап, перед сборкой турбины. После первого осмотра элементов, если понадобится, ротор балансируется на специальном оборудовании. Без балансировки возможно увеличение уровня вибрации и дисбаланса ротора, что в свою очередь может привести к повреждению механизмов.
  7. Сборка турбины. После проверки и осмотра турбины, детали нужно аккуратно вернуть на прежние места и правильно собрать.
  8. Испытания турбины. Тестирование турбокомпрессора процедуре необходим.

Ремонт турбин, установленных на дизельных и бензиновых двигателях, может быть проведен своими руками. Чтобы понять, как это сделать, рассмотрим несколько примеров.

Одна из самых популярных моделей среднеразмерных автомобилей в мире - Volkswagen Passat. Ремонт турбины «Фольксвагена» может потребоваться владельцам этой модели. На неполадки в работе турбокомпрессора можно обратить внимание по различным признакам: увеличивается расход масла, дым из выхлопной трубы становится сизым или черным, возникает шум во время работы двигателя и потеря мощности. Если владелец решил ремонтировать турбину самостоятельно, то первым делом необходимо определить причину неисправности. После этого можно приступать к демонтажу турбины. Для этого нужно поднять машину, слить масло, заменить масляный фильтр и регулятор давления топлива. Далее отсоединяются патрубки воздушного фильтра, защитный лист и кожух воздушного фильтра, открепляются патрубки интеркулера и перепускной клапан. После этого можно снять трубки для возврата масла из турбины, а также трубку для подвода масла и трубку охлаждения. Затем откручиваются болты для снятия катализатора. Остается только трубка возврата масла, на которой держится турбина. Для ее снятия потребуются два человека: один держит агрегат сверху, а другой откручивает трубку снизу.

Сложность демонтажа турбины с двигателя Volkswagen Passat требует опыта и знаний в этой области. Помимо демонтажа турбины, необходимо провести очистку и дефектовку деталей, заменить износившиеся элементы и произвести ремонт сломанных. В любом случае, ремонт турбины «Пассата» своими руками будет сильно отличаться от профессионального.

Седельный тягач KamAZ 44108-10 оснащен турбодизельным двигателем «КамАЗ 740.30-260». Распознать поломку турбины у КамАЗа 44108-10 можно по таким же «симптомам», как и у Volkswagen Passat: по выхлопу синего, черного или белого цвета, свисту либо скрежету при работе мотора, низкой динамике разгона, увеличившимся «аппетитам» тягача и так далее.

Демонтаж турбины на грузовике гораздо сложнее, чем на легковом автомобиле. Ремонт турбины КамАЗа следует начинать с визуального осмотра, чтобы выявить суть проблемы. Перед разборкой турбины лучше поставить метки на корпусе, чтобы после ремонта было проще вернуть детали в прежнее положение. Далее начинается демонтаж агрегата, который усложняют различные нюансы, такие как плотное крепление турбинной улитки и необходимость использования специального съемника при снятии колес компрессора. После демонтажа турбины на КамАЗе следует провести ее разборку, осмотр элементов, очистку, дефектовку, замену деталей и ремонт. Затем необходима балансировка роторов, сборка и добалансировка, тестирование, анализ и калибровка актуаторов, монтаж.

Хотя ремонт турбин своими руками возможен, этот процесс требует специальных знаний и опыта. При неправильном подходе можно нанести еще больший вред автомобилю. Поэтому, в случае серьезной поломки турбины, лучше обратиться к профессионалам.

Итак, ясно, что владельцы автомобилей, столкнувшиеся с проблемой неисправности турбины, могут испытывать желание взять на себя задачу ее ремонта. Однако, следует отметить, что такой подход связан с серьезными рисками. В случае отсутствия знаний, опыта, а также специального оборудования и комплектующих, шансы получить желаемый результат будут крайне низкими.

Чаще всего, владельцы автомобилей, пытающиеся ремонтировать турбину своими силами, сталкиваются с необходимостью ориентироваться на стандартные «гаражные» условия. В лучшем случае, результатом такого ремонта станет временное устранение неисправности. Наиболее распространенным сценарием остается поломка турбины вновь, либо получение дополнительных повреждений самого двигателя. В целом, владелец автомобиля, пытавшийся отремонтировать турбину самостоятельно, рискует потерять не только средства, но и свой рабочий автомобиль. Поэтому, в некоторых случаях, такой неквалифицированный ремонт может обойтись намного дороже, чем обращение в специализированный сервисный центр.

Турбина – это агрегат, имеющий ограниченный ресурс. Поэтому, необходимость его замены у каждого автовладельца возникает рано или поздно. Нетрудно догадаться, что абсолютное большинство автовладельцев, которые сталкивались с неполадками в работе турбины, стремятся сэкономить и взять на себя задачу ее ремонта. Однако, нередко такой подход может привести к окончательной порче механизма. Так, самостоятельный ремонт может требовать затрат на устранение ошибок и все-таки починку турбины в итоге, что, в общем-то, может существенно ударить в карман владельца автомобиля. Поэтому, вместо того, чтобы полагаться на удачу, более разумным будет обратиться в специализированную компанию. Опытные специалисты действительно знакомы со всеми правилами, используют необходимое оборудование и оригинальные расходники для проведения работ.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *